ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ
Как это ни трудно вообразить, но и они когда-то были студентами. Они тоже тусили, заваливали зачеты, считали по осени «хвосты» и спускали стипендию за один вечер. Теперь они снимают сериал «Универ» – о студентах и для студентов – и стремятся сделать его убойно смешным.
Вячеслав Дусмухаметов
Автор, продюсер и создатель ситкома «Универ»
Креативный продюсер и автор сериала «Папины дочки» и скетч-шоу «6 кадров»
Семен Слепаков
Автор, продюсер и создатель ситкома «Универ»
Продюсер и автор шоу «Наша Russia» на канале ТНТ
Сценарист шоу «Comedy club» на канале ТНТ
Молодежные сериалы – довольно заезженная тема. Не страшно ли было «впасть в повтор», сделать кино, похожее на «Друзей», «Элен и ребята», «Беверли-хиллз»?
Семен: Все перечисленные сериалы не отражают российской действительности. Мы надеемся, что «Универ» будет первым российским молодежным комедийным сериалом.
В чем принципиальное отличие «Универа» от всех прочих сериалов?
Слава: «Универ» – самый смелый юмористический сериал. Герои попадают в такие ситуации и говорят на такие темы, которые прежде никогда не затрагивались не то, что в сериалах, а даже на телевидении. В «Универе» можно найти все: от чистой любви и романтики до откровенных историй про секс, наркотики и парня, которому нравятся парни.
Герои сериала – довольно узнаваемые типажи. Сложно ли было подобрать актеров?
Семен: Да, актеров мы искали довольно долго, но сейчас уверены, что сделали правильный выбор.
Действие «Универа» происходит в общежитии. Откуда у вас такое хорошее знание темы?
Семен: Ну, все мы были студентами… Я в общаге никогда не жил, но частенько приходил в гости к девочкам. Так что не надо было изучать быт общежития и погружаться в его реалии, чтобы представить себе, что там происходит.
Слава: Я жил в общаге шесть лет, поэтому представляю себе проблему изнутри. Было много смешного. Собирался просто забыть все это, но теперь, когда появился «Универ», приходится вспоминать. Семен-то у нас только в гости к девочкам ходил….(смеются)
Сколько времени вы писали сценарий серий «Универа»?
Слава: Мы пишем его уже месяцев девять, как будто ребенка вынашиваем. А после выхода в эфир процесс написания не остановится. Вообще, это дело кропотливое и длительное.
Случались ли на съемочной площадке удачные импровизации? Войдут ли они в окончательный монтаж?
Семен: Конечно, ведь это важная часть работы над сценарием. Каждый актер пропускает текст через себя, работает над ролью, пытаясь оживить своего героя и усовершенствовать замыслы авторов. Рождаются импровизации, иногда очень смешные. Все, что нам нравится, мы оставляем на монтаже. Если актеры немного увлекаются, мы поправляем их, а «уморительные» дубли остаются всем нам на память или входят в фильм о фильме.
Есть разные интерпретации юмора – дружеский, саркастический, с подтекстом. Какая из них лучше всего подходит «Универу»?
Семен: Дружеский, саркастический, с подтекстом. Все герои сериала – абсолютно разные, между ними сложились определенные отношения. Поэтому в «Универе» можно насчитать сколько угодно типов юмора.
Молодые охотнее смеются над собой, нежели взрослые?
Слава: Да, пожалуй. Они легче относятся к жизни, друг к другу, к каким-то взаимным косякам. Если возникает недопонимание, они, скорее, настроены посмеяться, чем серьезно обидеться, разозлиться.
Как рождаются идеи для сюжетов? Сами собой или необходимо особое творческое настроение?
Слава: Да у нас это творческое настроение круглосуточно. Мы из него просто не выходим.
Бывало ли так, что в основу серии ложились истории из вашей собственной жизни или жизни актеров?
Семен: Только так и бывает. Чтобы написать действительно смешную историю, надо ее прожить, надо знать того человека, с которым она произошла. Причем, знать не просто, как актера, а как персонажа, знать его типичные реакции, его психологию, чем он интересуется, чем живет. Мы даже частенько меняем сюжеты серий, потому что сталкиваемся на площадке с такой вещью, как взаимопроникновение актеров и героев «Универа».
Слава: Скажем, в первоначальном варианте сценария Кузя у нас был баскетболистом, а когда мы узнали, что Виталий Гогунский – спортсмен-каратист, мы сразу внесли исправления. И получилось полное совпадение – то, что нужно.
Петр Точилин – режиссер
Автор фильмов «Употребить до» (1999) и «Хоттабыч» (2006)
Лауреат Премии Кинотавр, номинация «Дебют» за фильм «Употребить до»
Вам нравится снимать молодежное кино?
Пожалуй, да. Несколько лет назад я снял комедию «Хоттабыч», довольно стремную, но смешную. «Хоттабыч» на какое-то время стал хитом проката, и с тех пор меня воспринимают как молодежного режиссера. Может, это и правильно, ведь теперь я снимаю «Универ».
Легко работать с актерским составом «Универа»?
Думаю, мы отлично сработались. Все персонажи достаточно типичны, у каждого из них есть собственная логика, свое развитие, своя история. Ребята отлично это чувствуют, много импровизируют, короче, обогащают фактуру, делают роль объемной. С командой нам просто повезло.
«Универ» обречен на успех?
Я в этом уверен. Нам удалось сделать сериал нового юмора. Для кого-то он может, конечно, показаться юмором на грани, но для меня, главное, чтобы было реально смешно. Каждый зритель узнает в героях «Универа» себя, своих друзей, все это близко людям. Да и вообще, я считаю, надо ориентироваться не на абстрактные правила – это можно, это нельзя, а на то, что есть в жизни. У меня в этом смысле один критерий: так говорят? – да, так шутят? – да. Значит, снимаем!
Александр Дулерайн
заместитель Генерального директора канала ТНТ
«Универ» – это провокация?
«Универ» – это, прежде всего, очень смешной сериал про жизнь тех, кому сейчас 20 – 25 лет. Ничего провокативного я в нем не вижу. Он отражает ту действительность, которая есть.
Чем этот сериал привлечет зрителя?
Неожиданными поворотами сюжета, обаятельными героями. С одной стороны, они очень узнаваемы и типичны, с другой – они живые, настоящие. В «Универе» вообще достигнута идеальная пропорция утрированных ситкомовских историй и реальной жизни.
Чем этот сериал может быть полезен для молодежи?
Ничем. Просто он очень смешной.
Откровенный юмор – залог успешности проекта?
Успешность проекта зависит от того, насколько хорошо продуман сценарий, насколько хорошо сняты серии, насколько интересны актерам их персонажи. Главная сила «Универа» в том, что все эти смешные истории, в которые попадают герои, не пустые, а довольно глубокомысленные. Это отличает «Универ» от всех остальных, даже очень хороших ситкомов. Часто затрагивается чисто социальная тематика – деньги, успех, карьера. То есть темой сериала оказываются не только личные взаимоотношения, но и сама жизнь.